Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

#История_Экспонат_дня

#История_Экспонат_дня
...Аль ковёр не тешит взор ?
Аль не тот в ковре узор ?...
А какие узоры были на суджанских коврах и кому они тешили взор?
В конце XIX века суджанское земство поддержало производителей ковров и открыло ковровые школы-мастерские для девочек. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу Мариинскую школу Петербурга.
Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году при поддержке земства организовала в деревне Касторное Суджанского уезда, что находилась на полпути от Суджи до Курска, учебную мастерскую для девочек. Ковры исполнялись гладкие двухсторонние, бархатные, напольные и полугобелены.
В советский период курское ковровое ткачество с 1928 до 1961 г. определялась работой Суджанской артели «Ткачиха». Ковровщицы, работавшие до революции в земской школе мастерской, вошли в артель. Воспитанные на традициях земской школы, имея в наличии сохранившиеся рисунки В.П. Трофимова, ковровщицы выполняли ковры: «Ветка яблони», «Орнаментальный», «Морское дно» и другие. Приглашение участвовать в международных выставках: Парижской в 1937 году, Нью-Йоркской в 1938 году было большим событием в жизни ковровщиц артели. Им было поручено соткать ковёр «Рог изобилия» художницы Зубковой Л.К. в двух вариантах. По своему художественному содержанию работа суджанских ковровщиц отвечала идее богатства и изобилия. К большому сожалению, не сохранились фотографии этого ковра. За выставленные ковры в Советском павильоне бригада мастериц получила похвальную грамоту и денежную премию. Работу артели прервала Великая Отечественная Война, но в марте 1943 года после освобождения Суджи, работницы артели приступили к работе. Вновь созданная артель, несмотря на тягчайшие условия военного времени быстро развивалась. На всемирной выставке в Брюсселе в 1959 году суджанские ковры имели успех. В 1960 году произведения артели успешно демонстрировались на Всесоюзной художественной выставки народных промыслов в Москве. Три вида ковров: «Вьюнки», «Золотые цветы», «Рябина» были удостоены Знака качества.
В 1962 году была основана Суджанская коврово-ткацкая фабрика. Ковры Суджанской ковровой фабрики изготовлялись для разных учреждений, в том числе для гостиницы «Россия», библиотеки им. Ленина в г. Москва, суджанские ковры украшали колонный зал Дома Союза, Министерство иностранных дел, Югославское и Монгольское посольство. Поле того как в 1992 году новое здание фабрики сгорело ее руководство так и не нашло возможностей сохранить в Судже коврово-ткацкое производство и только в 1998 на базе Суджанского музыкального училища (ныне Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой) было возрождено ковроткачество на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов «Художественное ковровое ткачество».
Особая ценность суджанского ковра заключается в технологии паласного переплетения. Классический ковер – черный, реже использовался темно-синий фон, вначале 19 века –бледных постельных оттенков (стиль «модерн»). Легко узнаваемая композиция: в центре медальон или венок крупных цветов с вплетением более мелких, которые по краям ковра обрамляет гирлянда из таких же цветов и листьев. Чаще всего на таких коврах изображены розы и пиона, маки и лилии, мелкие ромашки, незабудки и колокольчики, пышная листва.

106266

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы